Перейти к публикации
Digiman

The Disciples: WHEN IT HITS - YOU FEEL NO PAIN

Рекомендованные сообщения

...перевел небольшое, но интересное интервью c The Disciples (Расс Ди) - замечательным английским reggae dub музыкантом, звукорежиссером, селектором, - одним из лучших в своем деле (в Англии Дисайпола многие считают "королем степперов" и "лучшими ушами в рэгги-звукорежиссуре страны".

Расс Ди и Грег Вайтфилд здесь беседуют о басах и саундсистемах.

 

 

WHEN IT HITS - YOU FEEL NO PAIN

 

Тому, кто по-настоящему любит бас и считает себя последователем идей roots’n’culture, просто необходимо познакомиться с музыкой The Disciples, в которой сочетаются мощные плотные бас-линии и жгучие перкуссии.

Все то, что записывают Disciples, - начиная с атакующей, упорядоченной силы «Resonations» и кинетического фанка «Arrival», через басовые медитации в работах на Inner Sanctuary, лэйбле принадлежащем Джона Дэну (Jonah Dan), и заканчивая последними экспериментами в области более духовной рутс-музыки, - не может уместиться в узкие рамки одного стиля, - их музыка свободна от клише и подражательства кому бы то ни было.

С Russ D, главной движущей силой Disciples Rhythm section, а также лэйбла Backyard Movements, я встретился в его студии. Расс, дружелюбный человек с деликатными, простыми манерами, пригласил меня побеседовать в эту лабораторию, где совершаются бессчисленные секретные эксперименты с басом.

Небольшое уютное помещение. На стенах висят разнообразные африканские инструменты, а под самым потолком, как главная гордость, - большая картина-портрет Jah Shaka.

Разговор начался, мы мысленно перенеслись в то далекое время, когда еще совсем юный Расс пришел в магазин Шаки «African art and craft», располагавшийся в районе Дальстон Южного Лондона, и предложил тому послушать первые дабплэйты Disciples. Затем мы незаметно перешли к пристрастному обсуждению авангардного джаза, в ходе которого Расс признался, что неравнодушен к музыке Элиса Колтрэйна (Alice Coltrane), – ему нравятся агрессивные бас-линии на альбомах Колтрэйна «Journey In Satchitananda» и Фаруха Сандерса (Pharoah Sanders) «Upper and Lower Egypt».

Мне становится ясно, почему Расс всегда был таким новатором как внутри британской рутс-сцены, так и в других формах своей музыки.

Вот в таком духе и протекала наша беседа, – итак, тебе слово, басовый революционер Расс Ди!

 

 

- Меня очень интересует момент того, когда ты ищешь подходящее звучание для своих басов, а затем приходишь к этой глубокой, богатой и мощной вибрации в твоей музыке.. Есть ли разница между тем, какой басс ты получаешь в студии и на твоей саунд-системе?

 

- На саунд-системе, - сужу по собственному опыту, - мы любим слышать громкий и тяжелый басс, гораздо более тяжелый чем в других музыкальных стилях. Упомяну такой случай. Однажды в Нижнем Эксетере мы устраивали саунд-системную сессию, - промоутер пригласил наш саунд, Iration Steppas, и несколько Джангл / Драм-н-бэйс ди-джеев. Мы настроили оборудование, протестировали саунд по всем правилам, - звучало отлично. Iration подключил свой микшер и басс через нашу систему, и начал свое живое выступление. Все шло замечательно. Мы должны были играть после Джангл ди-джеев, они стали настраивать свои пульты и тоже пустили их через нашу систему. Неожиданно они подходят ко мне и говорят, - «басс слишком тяжелый!» Я был очень удивлен и подумал – «Как же так, вы – джанглисты, и еще говорите, что басс очень тяжелый? Что за нонсенс!». Как бы то ни было, как они и просили, мы сделали уровень звука ниже, а когда подошла наша очередь, - подняли басс до максимума, и в результате просто не оставили камня на камне по ходу сессии!

Для нас басс превыше всего, нам важно все многообразие его тембров. Мы манипулируем звуком, - иногда прикручиваем его так, что кажется будто он звучит фоном, потом заставляем его звучать так тяжело как только можно, поднимаем басовые верха, пускаем его в искаженном виде, выкручиваем звук от жесткого к глубокому и обратно, можем выкрутить его до такой степени, что воздух начинает сотрясаться. Это скорее чистая вибрация, нежели звуковой тон. Басовая динамика во всех ее возможных диапазонах..

 

- Каким образом рэгги-бас так цепляет слушателей, откуда идет это гипнотическое воздействие хорошей мощной бас-линии? Ты чувствуешь ее сначала в животе, потом она поднимается через солнечное сплетение к груди… Почему эта вибрация мощного басового сигнала оказывает настолько сильное воздействие?

 

- В рэггей бас-линия подчеркивает мелодию всего произведения в гораздо большей степени, чем это принято в других музыкальных формах. Отсюда такой гипнотический эффект, отсюда ее мощное воздействие. Тем не менее, ЦЕЛЬНОСТЬ этой музыки, все что она в себя включает и содержит, не должна приноситься в жертву и заслоняться одной лишь фиксацией на вибрациях баса. Первый раз я услышал рэггей много лет назад, и тогда я вслушивался в чантинг Dr. Alimantado, я наслаждался вибрирующими мелодиями гармоники Аугустуса Пабло, я слушал, как Кинг Табби делает со звуком такие вещи, к которым до этого приближались лишь единицы. Только годами позже, побывав на выступлении Шаки, я ощутил на себе воздействие баса во всей его полноте.

 

- Давай поговорим о суб-тонах, о басовом сигнале, который располагается ниже 30 Гц (Джа Воббл отдал дань этим неслышным уху, но ощутимым басовым колебаниям, назвав свой лэйбл "30 Hertz"). Ведь если человек поддается воздействию этих подспудных бассовых колебаний – он, как ты, привыкает к басу как к наркотику! Воздействие этих частот невероятно, - они настолько глубоки, что находятся за пределами слышимости, и их ощущаешь как некий резонанс, как дуновение ветра. Общеизвестно, что до каких-то пределов человеческое ухо может воспринимать низкие частоты, но ниже 30 Гц сигнал становится неслышимым, бас становится феноменом не слуха, а осязания. Эффект воздействия этих суб-тонов на мозг, чувства, психику человека пытались даже исследовать научно.. Что ты, исходя их своего опыта, можешь рассказать об этом?

 

- В наше время типичная британская саунд-система состоит из большого числа колонок и усилителей. Обычно используют 18-тидюймовые динамики по 600 Ватт, встроенные в большие короба – скупы. Их устанавливают друг на друга, и окружают такими конструкциями место, где будут находиться слушатели. Звук на колонки подается через мощные усилители, которые собраны вручную специалистами от рэгги. Скуп-кабинет так устроен, что он распространяет звук как-бы расталкивая воздух. Люди не столько слышат звук, сколько ощущают его, и некоторые саунды делают слишком большую ставку на эту звуковую вибрацию, и, бывает, эта вибрация даже подавляет слушателей. Когда я делаю музыку, я стараюсь соблюдать баланс между «ощущаемыми» и «слышимыми» басами, находить оптимальное соотношение между звуком как физической силой и басовым тоном. А вообще, звукооператор саунд-системы должен так уметь управлять частотами, чтобы басовые тона и тембры были как можно более разнообразными.

 

- Позволь мне процитировать драм-н-бейсового гуру Голди: «Вплотную приблизившись к колонкам, откуда звучал дансхолл-рэггей, я начинал понимать, что такое настоящая современная черная музыка. Это было на одной из их «найтс», я стоял вспотевший в своей овчинной шубе, сжимая в руках виски, и чувствовал как бас буквально рвет меня изнутри. Помню, я вышел на улицу и ощутил, что у меня болит все тело! Это был настолько жесткий саунд, - ребята просто брали свою музыку и имели ее по полной, выжимая из нее максимум! Эти бескомпромиссные тексты о Вавилоне… в ту ночь я по-настоящему был посвящен в музыку!».

Вот наглядный пример того, как инициацию в «бас-культуру» проходил Голди. Расскажи, как состоялось твое вхождение в саунд-системную культуру, или приведи какие-нибудь примеры, когда ты испытывал на себе мощное воздействие баса.

- Могу сказать, что наша инициация в саунд-системы и все это движение состоялась благодаря Jah Shaka. Когда ты слышишь такой саунд, то единственное слово которым можешь передать свои ощущения – это мощь, басовая вибрация, которая затопляет все вокруг. Конечно, однажды услышав такое, мы захотели чтобы наша музыка звучала так же мощно и солидно. И в своем саунде я стараюсь поймать эту глубину.

Много лет назад я впервые пришел на выступление Шаки, и я не знал чего ожидать. Помню я стоял в холле, где начинали устанавливать его саунд, старался уловить какую-то особенную атмосферу происходящего. Но на самом деле я не подозревал куда пришел! Шака стал проверять оборудование. Сначала включил твиттеры, потом средние частоты. Все в порядке. Затем появился бас, Шака просто ВКЛЮЧИЛ его, и он оказался очень тяжелым! Я почувствовал такое давление в груди, что думал не смогу больше дышать. Это было настолько мощно: бас просто РАЗРЫВАЮЩИЙ. Внезапно, я открыл в этой музыке еще одно измерение. После этого во всем рэггей для меня как-будто появилось намного больше смысла.

 

- Расскажи о своих экстремальных саунд-системных опытах с басами. Помню, мне кто-то говорил, что на некоторых выступлениях Boom-Shaka-Lacka в какой-то момент басовые динамики начинают бешено вибрировать, но ты продолжаешь играть, и появляющиеся искажения добавляют в твою музыку еще больше вайба.

 

- Из своей саунд-системы мы всегда выжимали максимум возможного. У меня на этот счет есть свои принципы, мы никогда не применяли компрессоры и лимитеры, не пытались сделать звук прилизанным и не были чересчур озабочены сохранностью наших динамиков. Играя, мы задействовали ВСЮ мощь нашей саунд-системы, и как-правило она звучала очень сильно. Самым важным всегда оставались вайб и глубокие переживания, которые мы старались вызвать у наших слушателей. Да, бас может вносить искажения, заставляя сам короб колонки вибрировать как если бы это был барабан, и это, в свою очередь, вносит в общее звучание некие новые тона, - это чистая вибрация.

 

- Какой саунд, продюссер, звукорежиссер повлияли на тебя в большей степени своим ощущением баса?

 

- Из саунд-системщиков, конечно, Шака, - никто из известных мне саундов не мог получить такой глубины и такого разнообразия басовых тонов, как он. Из студийных мастеров – Scientist. У него была экстраординарная способность управлять саундом. Надо сказать, у King Tubby это умение было не так ярко выражено.

 

- Какова твоя мотивация заниматься рэгги-музыкой, помимо твой сильной любви к ней?

 

- В музыке, которую я создаю, есть мэсидж, послание, это нечто, что находится глубоко внутри меня, и я надеюсь, что другие люди могут воспринимать и переживать это так же, как я сам. Это – то, что я чувствую. Рэггей – музыка сердца, и она должна ИДТИ к вашим сердцам. Вы должны спросить самих себя, почему вы слушаете рэггей.. В этой музыке есть душа, послание. Есть энергия. И я стараюсь прочувствовать ту музыку, которую играю.

 

- Как можно объяснить то, что рутс сильнее воздействует на слушателей чем дансхолл, и это воздействие более устойчивое и длительное?

 

- Дансхолл, башмент – музыка, которая не задает слушателю никаких вопросов, она ничего не требует от него. Действие рутс-музыки намного сильнее, она может ставить определенные цели, в ней есть серьезность и глубина.

 

- Спасибо, Расс, за ответы, и за то что уделил мне время.

 

Грэг Вайтфилд, май 2003 г.

 

 

 

английский дядька-добряк Расс Ди:

Изображение

 

...а это такая звуковая иллюстрация некоторых расписанных Дисайплом в интервью красот - отрывок из совместного выступления Disciples и Iration Steppas, 98 год. Очень люблю эту сессию, вырезал фрагмент ближе к ее концу - Дисайпол мощно сыграл несколько своих дабов и вообще был в силе.. но Айрешан.. наверное в этот день он получил какой-то Jah inspiration, причем явно с темной стороны и ставил просто убийственные дабплэйты Ras Kuntus-а..

Вот эта PURE BASS MEDITATION, 18 mb (до 7ой минуты - Disciples, дальше - Iration Steppas):

http://download.rootsmusic.ru/share/Discip...ion_Steppas.mp3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

интересная статья. немного приоткрыл для себя мир "махрового баса" ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...